О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Генрих Фаусель

Мартин Лютер. Жизнь и дело

МОНАСТЫРЬ
(1505-1517)

ПЕРВЫЕ МОНАШЕСКИЕ ГОДЫ

Почему Лютер ушел в монастырь? Его отец ожесточенно противился этому (1); сам Лютер признавался, что не хотел становиться монахом (2) и что он сам вскоре после того, как дал обет, раскаивался в этом. Тем не менее Лютер остался верен своему решению. Это решение стать монахом нельзя объяснить мимолетным всплеском чувств, даже если оно было принято в минуту внезапного смертельного страха; речь шла о гораздо большем: всеми силами своей души Лютер верил, что Бог Сам зовет его [к Себе] во время ужасной грозы. Ему [Богу] хотел Лютер, как он сам говорил в старости, преподнести «великое послушание»; ради обретения  небесного блаженства, а не брюха ради (3) сделал он решающий шаг. Только одна цель была у него в жизни: достичь святости своей души. Но где, как не в монастыре, лучше всего достичь совершенства, приносящего небесное блаженство? После того как сопротивление отца, получившего горькую для него весть, было сломлено (1), Лютер в сентябре 1505 г. после общей исповеди был принят с годовым испытательным сроком в качестве новиция в монастырское сообщество августинцев-эремитов. Ему выбрили тонзуру; одели в одежду ордена — черную рясу и белый наплечник [скапулир]. В этой одежде должен был он стать новым человеком. После торжественной церемонии приема [в орден] приветствовали его приор и конвент поцелуем мира.

Орден августинцев-эремитов возник в середине XIII в., в 1256 г. Он считался нищенствующим орденом. С 1473 г. в ордене появилось направление со строгим уставом — так называемые обсерванты. Они образовали особую конгрегацию. К ней и принадлежал эрфуртский монастырь. И если Лютер искал место, где можно было проявить особое монашеское рвение, то в этом отношении заслуживал внимания лишь высоко почитавшийся и городе и в стране августинский орден.

Закон, которому Лютер до того времени подчинял спою жизнь добровольно, в монастыре предстал перед ним в новом, более суровом обличье. Новиций жил в неотапливаемой келье. Кроме стола, стула, светильника и лежанки, в ней ничего не было. Его приучали к истинно монашескому образу жизни: соблюдению молчания и постов, полному подчинению своей воле телесных потребностей; выходить за пределы монастыря запрещалось — даже монах, исполнявший обязанности священника, мог покидать монастырь только для сбора подаяний (4). Всё это вряд ли было трудным для Лютера: ведь это были только первые шаги к цели. Тяжелее было требование безусловной отдачи души Богу. Устав регламентировал всю жизнь человека: от естественных отправлений до молитвы; ни одной [свободной] минуты, никакого простора для мысли — всё должно было быть подчинено обязанности служить Богу. Его прославлению служили исполнявшиеся хором молитвы, которые начинались еще ночью т. наз. Вигилией, а всего в течение суток было семь таких служб. К этому добавлялась работа над своей душой; путем педантичного самосозерцания юный монах должен был ежедневно проверять, соблюдает ли он необходимое [для спасения] души послушание. Он исповедовался в любой, даже самой малой провинности, которую обнаруживал: с глазу на глаз — наставнику новициев, а публично, во время еженедельного всеобщего покаяния — [орденским] братьям. Ежедневно он усердно и основательно вчитывался в Библию (5), чтобы, как того требовали орденские правила, в тиши вновь и вновь проверить самого себя.

Когда осенью 1506 г. Лютер окончательно был принят в орден августинцев-эремитов, он дал торжественное обещание ни при каких обстоятельствах не отказываться от бремени, которое он добровольно взвалил на себя: отдать себя в жертву Богу и ордену и «до самой смерти жить без собственности, в целомудрии, по правилам святого Августина».

Усердие Лютера в монашеском послушании сразу же привлекло внимание его начальников. Вскоре после того, как он стал полноправным членом монашеской общины, ему было поручено готовиться к вступлению в сословие священников. С лета 1506 до 1507 г. он принял три посвящения, которые подтверждали его готовность свершать церковные священнодействия, повторять в жертвенной мессе жертвенное деяние Христа на Кресте, непосредственно соприкасаться с Тайной Пресуществления Бога. В воскресенье Кантате [1] , 2 мая 1507 г. отслужил он свою первую мессу. На нее он пригласил старого эйзенахского друга Иоганна Брауна (6). Тогда и еще долгое время после того он глубоко и прочувствованно [говорил] о значении своего служения (7); книгу тюбингенского профессора Габриэля Биля о каноне мессы, которая была предназначена для подготовки священнослужителей, он читал, как бы присутствуя на мессе, с «пылающим сердцем», а во время мессы объял его страх перед величием Бога, с Которым он говорил во время священнодействия (8). Отец, который в сопровождении солидных людей прибыл на мессу, считал, что решение сына [о вступлении в монастырь родилось]; в мрачном полусвете самообмана и самодовольства (9),   но сын не мог и не хотел уже возвращаться назад, хотя замечание отца, что [он нарушил] четвертую заповедь [Божью], глубоко запало ему в сердце. Когда позже (в 1521 г.) Лютер писал отцу о своем пути в монастырь, он признавался, что сознательно пренебрег его советом, так как решил пройти до конца по избранному пути.

1. Отец противится вступлению [Мартина] в монастырь

Когда я стал монахом, мой отец пришел в бешенство. Он был категорически против [моего выбора] и не разрешал мне этого, но я действовал на свой страх и риск. Когда я написал ему об этом, он ответил и в письме назвал меня на «ты». Раньше, после того, как я стал магистром, называл он меня на «вы». Итак, лишил он меня отцовского благословения. Но затем нагрянула чума, и у него умерло два сына, и ему было видение, что я тоже должен умереть. Но я живу по сей день и буду жить до тех пор, пока этого хочет Господь. После того, [т. е. после смерти двух сыновей], отца побуждали и заставляли пожертвовать ради его блага чем-то святым, [т. е. согласиться с тем], что я вступил в святой орден и стал монахом. Отец много размышлял об этом; он не хотел соглашаться. Наконец его уговорили, и он дал согласие с явным неудовольствием и печалью. Он сказал: «Пусть будет, как дал Господь!» Но все-таки это было вынужденное согласие, [согласие], не от всего сердца. Не было доброго согласия.

Val. Bavarus. Rapsodiae ex ore D. M. Lutheri. 1549, Bd. II, 752.

2. Чувства самого [Мартина] при вступлении в монастырь

Монахом я стал без особого желания.

Из TR 2, 2286 (Август-декабрь 1531). 

 3. Монах вечного блаженства ради

Хотя я стал монахом не по своей воле и против воли моих отца и матери, Бога и дьявола, в мои монашеские годы я так благоговейно почитал папу, что заткнул бы за пояс всех папистов: и тех, которые были, и тех, которые есть. Ведь я давал обет не ради брюха, а вечного блаженства ради. Я неукоснительно придерживался наших [орденских] установлений.

Из TR 4, 4414 (Март 1539).

4. Нищенствующий монах и месса в селе

Он [Лютер] рассказывал, какая история приключилась с ним, когда он в бытность свою юным эрфуртским монахом пришел в одно из сел для сбора подаяния. Он приготовился к служению праздника мессы. Но службу [вдруг] начал кюстер, который громко запел «Kyrie Eleison» и «Patrem» [2] . Тогда вынужден был и я, — продолжал Лютер,— запеть мессу. При этом я едва сдерживал смех. Ведь я такого не ожидал и [вынужден был перестраиваться на ходу], подлаживаясь со своей «Gloria in excelsis» к его «Kyrie [Eleison]».

Из TR 4, 3926 (Июль-август 1538).

5. Библия в монастыре

Когда он [Лютер] стал монахом, то избавился от всех своих книг, [которыми раньше пользовался]. Незадолго до этого у него был «Corpus juris» [3] . Другие книги, которые он приобретал, [будучи студентом], я назвать не могу. Все эти книги он отдал книготорговцу. В монастырь, кроме книг Плавта [4] и Вергилия [5] , он не взял ничего. Там дали ему монахи Библию в красном кожаном переплете. С нею он никогда не расставался. Он знал, что написано на каждой странице. Как только [кто-то] приводил какое-нибудь изречение, он сразу же говорил, откуда оно взято. 

Из TR 1, 116 (Ноябрь 1531).

6. Приглашение на первую мессу. Письмо к викарию монастыря Иоганну Брауну от 22 апреля 1507 г. Из Эрфурта— в Эйзенах [6]

Благословение Божие в нашем Господе Иисусе Христе!

Я боялся бы, высокоученый господин, стать Вам в тягость из-за моего неискусного, содержащего просьбу письма, если бы сомневался в искренней симпатии ко мне Вашего доброго, благожелательного сердца. Но, благодаря многим свидетельствам этого и Вашим добрым делам, я полностью уверен в этом. Поэтому, не мучаясь особыми сомнениями, я, в знак нашей взаимной любви и дружбы, посылаю Вам эти несколько строк, твердо веруя в то, что они будут благосклонно прочитаны и восприняты Вами.

Когда праведный и благой во всех делах Своих Бог [7] , единственно из-за Своего чрезмерного Милосердия, даровал мне — бедному, во всех отношениях недостойному грешнику — столь чудесное возвышение и призвание на Свою благородную службу, то должен был я, чтобы соответствовать такой великой благосклонности Божией (по меньшей мере, насколько это была в состоянии сделать такая жалкая пылинка, как я), полностью выполнять это, доверенное мне служение.

В соответствии с решением моего Отца [8] , установлено, что в следующее воскресенье Кантате, четвертое воскресенье после Пасхи, я, при милостивом содействии Божием, впервые должен буду исполнять [обязанности священника]. День для моей первой мессы определен с учетом того, что в это время моему отцу [9] удобнее всего [приехать сюда]. На нее я покорнейше и вместе с тем, может быть, чрезмерно дерзко приглашаю и Вас. Разумеется, я [посылаю это приглашение] не потому, что считаю удобным утруждать Вас тяготами столь долгой поездки и посещением такого жалкого и ничтожного человека, как я, а потому, что мне хотелось бы еще глубже ощутить и вновь прочувствовать Вашу благосклонность и постоянную заботу, которой Вы меня окружили во время моей непродолжительной встречи с Вами.

Итак, дорогой Отец, Владыка и Брат (первое обращение подчеркивает Ваш возраст и Вашу заботу [обо мне], второе — Ваши заслуги, третье — употребляется веры ради), если позволят Ваши церковные, а, возможно, также и хозяйственные обязанности, Вы появитесь здесь, отдохнете и Вашим драгоценным присутствием, и Вашей молитвой поможете, чтобы моя проскомидия стала приятной для Бога. Сопровождать Вас, если Вы не пожелаете взять с собой никого другого, будет мой родственник Конрад [10] , бывший кюстер церкви Св. Николая, обремененный хозяйственными заботами, если он высвободит время для поездки.

Наконец, хочу я предложить Вам приехать прямо сразу в наш монастырь и, чтобы не искать пристанища где-то на улице, остановиться у нас на короткое время (ведь долго жить у нас Вы вряд ли захотите). Таким образом, Вам предстоит стать на какое-то время целлариусом, т. е. живущим в келье.

Всяческих благ Вам от Господа нашего Иисуса Христа! Отправлено из нашего монастыря в Эрфурте 22 апреля, года Господня 1507. Брат Мартин Лютер из Мансфельда

Kollegium Шальбе [11] , этих превосходных людей, так много сделавших для меня, я не решаюсь беспокоить и утруждать, поскольку я полностью убежден, что их положению и званию не соответствует приглашение по столь ничтожному поводу; более того, [их не стоит] отягощать обетами умершего теперь для мира монаха. Наконец, меня одолевают сомнения: будет ли это им приятно, или же станет для них тяжкой повинностью. Поэтому я решил не извещать их [об этом событии]. Но прошу Вас при случае выразить им мою благосклонность.

Вг. 1, 10, 3 и сл.

7. Благоговение перед мессой

Если бы двадцать лет тому назад кто-нибудь вздумал отговаривать меня от служения мессы, то он встретил бы резкий отпор, ибо я боготворил ее всем своим сердцем [12] .

Из TR 3, 3723 (Февраль 1538).

8. Праздник первой мессы

Однажды, когда я еще был монахом, я прочитал в каноне мессы слова: «Итак, Тебе, Милосердный Отец», — и далее — Мы жертвуем Тебе — Живому, Истинному и Вечному…» Эти слова привели меня в ужас и содрогание. Я подумал: как могу я, [жалкий, грешный человек, запросто] обращаться к такому всемогущему Величию, в то время как при виде [обычного, земного] князя или короля или при обращении к ним все ощущают трепет?

Из Genesisvorlesung (1540) WA 43, 382, 1 и сл.

9. Разговор с отцом во время [празднования] первой мессы

Он [Лютер] стал монахом вопреки воле своего отца. И когда он праздновал свою первую мессу и спросил отца, почему тот впал в гнев, узнав о намерении [сына вступить в монастырь], отец за столом задал встречный вопрос: «Разве Вы не знаете, что в [Священном Писании] начертано: «Почитай отца твоего и мать твою?» А когда он [Мартин] стал оправдываться и сказал, что монахом он стал не по своей воле, а из-за того, что был напуган грозой, он [отец] заметил: [«Может быть, то была не гроза], а знамение [13]

Из TR 1, 623 (Осень 1533).


[1] Прим. перев. – Кантате – Воспевание (от лат. cantatio — пение, песня). См. Пс. 98 (97), 1: «Воспойте новую песнь». Это воскресенье посвящается главным образом церковной музыке.

[2] Лютер намеревался отправлять мессу как т. наз. «тихую» мессу. Но когда его кюстер, как министрант, запел вместо хора, вынужден был и Лютер петь всю мессу.

[3] После присуждения Мартину степени магистра свободных искусств отец, который хотел, чтобы он продолжил учебу на юридическом факультете, подарил ему «Свод канонического права» («Corpus Juris canonici»).

[4] Плавт (Тит Макций Плавт) (ок. 250-184 до н. э.) — римский комедиограф. Исследователи считают, что он написал около 130 комедий, из которых сохранилась 21. Его произведения пользовались большой популярностью в средние века и в последующие эпохи.

[5] Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70-19 до н. э.) — знаменитый римский поэт. Широкую славу ему принесли сборник стихотворений «Буколики», поэмы «Георгики» и «Энеида». Воспетый Данте в «Божественной комедии», Вергилий оказал значительное влияние на европейскую литературу. С творчеством древних авторов, в том числе и Вергилия, Лютер познакомился в студенческие годы. Его друг, сподвижник и биограф Филипп Меланхтон писал об этом так: «[Лютер быстро усвоил диалектику]. Но его дух, преисполненный жажды познания, требовал большего и лучшего; поэтому стал он читать древних латинских писателей — таких, как Цицерон, Вергилий, Ливий».

[6] Это письмо одновременно является свидетельством глубокой благодарности, с которой Лютер вспоминал о людях, помогавших ему в школьные годы в Эйзенахе.

[7] См. Пс. 145 (144), 17

[8] Имеется в виду настоятель августинского монастыря.

[9] Имеется в виду отец Лютера Ганс Лютер.

[10] Конрад Хуттер из Эйзенаха был женат на двоюродной бабушке Лютера по материнской линии.

[11] Семья Шальбе из Эйзенаха преподнесла щедрый дар францисканскому монастырю, расположенному вблизи от замка Вартбург. Под словом «Kollegium» в данном случае понимается попечение всей семьи Шальбе об этом монастыре — то, что эта семья выступала в качестве патрона по отношению к монастырю.

[12] Для Лютера месса с чудесным преосуществлением в ней хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы была воплощением всего самого святого.

[13] На месте, где Лютера застала гроза, в 1917 г., когда отмечался 400-летний юбилей Реформации, был установлен гранитный блок с такой надписью: «Священная земля, колыбель Реформации! Ниспосланная Небом молния указала здесь путь юному Лютеру». Сам Мартин Лютер в письме к отцу, написанному 21 ноября 1521 г., замечал: «Бог хотел, чтобы я познал премудрость высших школ и монастырскую святость на собственном сознательном опыте, т. е. путем многих прегрешений и безбожных дел».





Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004