|
Генрих Фаусель
КАК ОН СТАЛ РЕФОРМАТОРОМ
Детство, юность, монашество
1483—1517
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ (1483—1505)
Детские и юношеские годы Лютера проходили под игом [церковного] закона, который
противостоял ему и находил свое выражение в строгой регламентации жизни к семье,
школе и Церкви.
В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ
Своего крестьянского происхождения и своих бедных родителей (1) реформатор
никогда не стыдился и неоднократно откровенно признавал это, отвечая на глупые
нападки [своих противников] (2). Древний крестьянский род (3) Лудеров,
или Людеров, жил с незапамятных времен в Тюрингии,
в деревне Мёра, расположенной между Зальцунгеном и
Эйзенахом. Оттуда отец Лютера, которого, в отличие от его
брата — Маленького Ганса, называли Большим Гансом, вместе со своей женой, урожденной Линдеманн, перебрался осенью 1483 г. в Эйслебен,
надеясь, что ему повезет на бурно развивавшихся тогда меднорудных промыслах.
Добропорядочный и трудолюбивый человек, он сравнительно быстро добился почета
и признания в среде горожан; во всяком случае, в Мансфельде,
куда он со своей семьей переехал в 1484 г., он стал одним из четырех представителей,
которые отстаивали права бюргерства, недовольного политикой городского магистрата.
Но материального достатка ему удалось достичь не сразу, а спустя несколько лет
(4).
Мартин Лютер родился в Эйслебене 10 ноября 1483 г.
На следующий день он был крещен в церкви Св. Петра. Лютер всегда признавал и
часто говорил о том, что его происхождение и его жизненный путь были предопределены
не слепым законом природы и не произволом [судьбы], а волей Божией
(3). По бытовавшему тогда обычаю и отец (5), и мать (6) воспитывали его строго,
даже сурово. Позже Лютер вспоминал об этом с известной долей обиды; но все-таки
он был благодарен родителям, и прежде всего отцу, за такое воспитание.
1. Родители Мартина Лютера
Мой отец в молодости был бедным рудокопом. Мать носила на спине домой дрова.
Так растили они нас. На их долю выпал такой тяжкий труд и такие заботы, каких
сегодня мир не хочет переносить.
Из TR 3, 2888 а (Январь 1533).
2. Происхождение из крестьянского рода
Он [герцог Георг Саксонский] решил унизить меня на новый манер, назвав меня дьяволенком и сыном
банщицы... Я же заявляю, что я — сын крестьянина из Мёры, расположенной недалеко
от Эйзенаха, но к тому же еще — и доктор Священного Писания,
и противник папства.
Из TR 3, 3838 (Апрель 1538).
3. Непредсказуемый жизненный путь
Я — крестьянский сын; мои прадед, дед, отец были доподлинными крестьянами.
А я должен был бы, как говорил [Филипп Меланхтон],
стать деревенским старостой или каким-то другим деревенским начальником, каким-нибудь
старшим слугой, стоящим во главе других слуг. Затем мой отец перебрался в Мансфельд и стал там рудокопом. Так и прошло мое детство.
Но, я стал бакалавром и магистром, потом снял коричневый берет, отдал его другим,
а сам ушел в монастырь, стяжав тем самым дурную славу, что сильно огорчило моего
отца. И то, что я затем, вопреки всему, схватился с папой, а он — со мной, что
я взял в жены беглую монахиню, — кто мог прочитать это по звездам? Кто мог предсказать
это мне?
Из TR 5, 6250 (Очевидно,
тридцатые годы).
4. Отец стал состоятельным человеком
Когда я должен был служить свою первую мессу, мой отец послал для [монастырской] трапезной
двадцать гульденов, приехал с двадцатью знакомыми и угощал их.
Из TR 2, 1558 (Май 1532).
5.
Строгое воспитание отца
Нельзя наказывать детей слишком сурово. Однажды мой отец высек меня розгами
так сильно, что я убежал от него, а потом при виде его вздрагивал от страха,
пока он [постепенно] не приучил меня к себе.
Из TR 2, 1559 (Май
1532).
6. Наказания матери
Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. Мать за незначительнейшую
провинность секла меня до крови. И таким строгим воспитанием загнали они меня
в конце концов в монастырь; хотя по простоте душевной они
хотели лишь держать меня в страхе. Они не могли сочетать [поощрение] естественных
способностей [ребенка] и наказание. Нужно наказывать так, чтобы рядом с розгой
лежало яблоко.
ИзTR 3, 3566 а (Март-май 1537).
7. Благодарная память об отце
Всё изменяется. Если бы я мог еще раз прийти в отчий дом, то многое представилось
бы мне в ином свете, чем раньше. Лучшее, что досталось мне из отцовского наследства,
— это то, что он воспитал меня.
Из TR2, 2756 а (Сентябрь-ноябрь 1532).
|
|