СЛОВАРЬ
ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
/Цит. по: Ли
А. Максвелл. Руководство для служителей
алтаря, приложение Е (Фонд «Лютеранское
наследие», 2000)/
<…>
Адвент — часть церковного года, периода Рождества. А. — это подготовка к Пришествию Христа: время покаяния, надежды и предвкушения. Он включает в себя четыре воскресенья. Его литургический цвет — фиолетовый или синий (голубой).
Адиафора
— греческое слово, означающее "несущественный,
нейтральный". Применяется к тому, что не
заповедано и не запрещено Священным
Писанием, в отношении чего Церковь имеет
полную свободу в принятии решения. Например,
цвет вина для Таинства Святого Причастия не
предписан. Церковь может использовать как
красное, так и белое вино. Однако, если кто-то
из прихожан требует, чтобы в Евхаристии
использовалось лишь красное вино,
церковное собрание может принять решение
об использовании одного белого вина, тем
самым показав, что решению вопроса о цвете
вина нельзя придавать характер
обязательности.
Алтарная
часть церковного зала — одна из двух
главных частей богослужебного
пространства — место, где расположен
алтарь. В большинстве церквей а. ч. на одну
или две ступени выше нефа. См. также хоры.
Алтарь
— самый важный предмет церковной
обстановки, литургический центр
богослужебного пространства,
символизирующий присутствие Божие и
выполняющий две функции: сакраментальную и
жертвенную. Сакраментальная заключается в
том, что Бог дает Чадам Своим Дары Жертвы
Христовой в Таинстве Святого Причастия.
Жертвенная функция заключается в том, что
именно у а. приходом возносятся молитвы,
хвала и благодарение за Дары Божий. А. может
быть установлен вплотную к восточной стене
алтарной части или отстоять от нее на
некотором расстоянии, т. е. быть "свободно
стоящим".
Алтарная
ограда — низкая ограда, отделяющая хоры от
алтаря или алтарную часть от нефа. Во многих
церквях причащающиеся преклоняют колени у
а. о. для принятия Святого Причастия или
отпущения грехов. А. о. также называется
алтарным поручнем.
Алтарная
полка представляет собой приподнятую над
менсой заднюю часть того алтаря, который
примыкает к восточной стене алтарной части.
На нее ставят причастные свечи, алтарный
крест и вазы с цветами. При свободно стоящем
алтаре — это полка, прикрепленная к
восточной стене. В этом случае причастные
свечи, алтарный крест и вазы с цветами
ставят на сам алтарь.
Альба
— облачение священнослужителя и его
помощников для отправления Таинства
Святого Причастия в виде длинного белого
одеяния с длинными рукавами.
Амвон
— возвышение для чтения текстов Библии или
проповеди. В наши дни употребляется как
синоним кафедры проповедника.
Аналой
— один из предметов литургической
обстановки, наряду с алтарем, кафедрой
проповедника и купелью для Крещения. А.
обычно меньше кафедры проповедника по
размеру. Размещается на линии, разделяющей
алтарную часть и неф, но на противоположной
алтарю стороне. А. — место для чтения
Священного Писания. В некоторых
современных церквях он отсутствует, и тогда
кафедра проповедника является местом,
откуда ведется и чтение Св. Писания и его
толкование.
Антиминс
— священный покров белого цвета в форме
квадрата, с размером стороны 45-52 см. А.
расстилают в центре алтаря. На него ставят
сосуды для Таинства Святого Причастия.
Баптистерий
— отдельное здание или комната в церкви для
свершения Таинства Святого Крещения.
Богослужения
суточного круга — ежедневные молитвенные
службы в церкви. Исторически существовало
восемь б. с. к. с 3-х часовым интервалом между
ними: Заутреня, Чин хвалений. Чин первого
часа. Чин третьего часа. Чин шестого часа.
Чин девятого часа, Вечеря и Последнее
богослужение. В лютеранской церкви
проводятся лишь два из них: Утреннее
богослужение (Заутреня) и Вечернее
богослужение (Вечеря). В "Lutheran Worship"
приводится также Последнее богослужение,
называемое также "молитвой в конце дня"
или "молитвой на сон грядущий" См.
также Повседневные богослужения.
Богоявление
Господа нашего — Великий церковный
праздник, отмечаемый 6 января. По западной
традиции в День Богоявления Церковь
вспоминает приход волхвов к Младенцу
Иисусу в Вифлеем. Тема Б. — явление миру
Бога, воплотившегося в человека.
Литургический цвет этого праздника — белый.
Бурса
— футляр-конверт, который используют для
хранения антиминса, запричастного покровца
и пурификаторов. Б. покрыта тканью, которая
своим качеством и цветом соответствует
ткани параментов.
Ваза —
сосуд для цветов. Ее можно ставить на
алтарную полку, алтарь или на подставку,
стоящую на полу.
Великие
церковные праздники — дни, когда
отмечаются главные Деяния Христа по
искуплению человечества. Согласно этому
определению, В. ц. п. являются Рождество
Господа нашего, Богоявление, Воскресение
Господа нашего, Вознесение Господа нашего,
Пятидесятница. По своей значимости к ним
также причисляют: Пепельную среду, Вербное
воскресенье, Великий четверг, Страстную
пятницу и Святую Троицу. При совпадении В. ц.
п. с каким-либо другим праздником или
памятным днем, отмечают лишь В. ц. п., ввиду
его особой важности. В первые столетия
своего существования лютеранская церковь
отводила празднованию В. ц. п. по три дня.
Такими праздниками являлись Рождество,
Пасха и Пятидесятница.
Великий
пост — период церковного года, во время
которого производится приготовление к
Пасхе. В ранней Церкви основное внимание в
этот период уделялось подготовке к
Крещению, свершавшемуся в Пасхальную
Заутреню. В более поздний период основной
акцент переместился на покаяние. В наши дни
тема покаяния уравновешивается темой
возрождения при Крещении. В. П. начинается в
Пепельную среду и заканчивается в Вербное
воскресенье. Литургический цвет В. П. —
фиолетовый.
Великий
четверг — один из Великих церковных
праздников, четверг перед Пасхой. Его дата
определяется датой Пасхи. Этот праздник
знаменует установление Вечери Господней,
так как в этот вечер Иисус Христос преподал
Причастие Апостолам и всей Церкви Телом
Своим и Кровью. Литургический цвет дня —
ярко-красный (алый) или белый.
Венчание
— вид особого богослужения, на котором
мужчина и женщина сочетаются браком.
Основное значение этого ритуала в том, что
вступающие в брак обмениваются клятвами,
соответствующими библейскому
представлению о браке, и испрашивают Божия
благословления их союза. В. не может
проводиться в Пепельную среду и во время
Страстной недели.
Вербное
или Пальмовое воскресенье — воскресенье
перед Пасхой, первый день Страстной недели.
В В. в. отмечается торжественный въезд
Иисуса Христа в Иерусалим,
предшествовавший Его унижению и смерти и
предвосхищавший Его Славную Победу как
Воскресшего и Вознесшегося на Небеса Царя.
Также называется Страстным воскресеньем.
Вечный
свет, см. Священный огонь.
Верхний
покров алтаря — покров из
высококачественной ткани, расстилаемый на
менсе поверх "навощенной холстины" и
фронтального покрова.
Вечернее
богослужение или Вечеря — одно из
повседневных богослужений, включающее в
себя пение Псалмов и гимнов, чтение Св.
Писания, проповедь, духовные песнопения и
молитвы. Исторически проповедь не была
частью повседневных богослужений, но в силу
особого внимания, уделявшегося Мартином
Лютером провозглашению Слова Божия, она
заняла свое место в повседневных
богослужениях лютеранской церкви. Иногда В.
б. называют «вечерней молитвой», хотя
структурой и темой эти два богослужения
могут отличаться.
Вознесение
— Великий церковный праздник, отмечаемый в
четверг, через 40 дней после Пасхи. Оно
знаменует Вознесение Господа нашего на
Небеса (см. Деян. 1:1-11). Литургический цвет —
белый.
Воскресение
Господа нашего или Пасха — Великий
церковный праздник. В этот день Церковь
отмечает Воскресение Господа из мертвых.
Дата Пасхи каждый год различна, т.к.
совпадает с первым воскресеньем после
первого полнолуния, следующего за весенним
равноденствием. Литургический цвет — белый,
заместительный — золотистый. См. также
Пасхальная Заутреня.
Воскресение
Христа-Царя или Воскресение Исполнения —
последнее воскресенье церковного года,
указывающее на второе Пришествие Христа,
когда Он видимым образом проявит Свое
Вселенское Господство.
Главное
церковное богослужение с Таинством Святого
Причастия — служба Слова и Причастия;
Главное недельное богослужение в приходе,
соответствующее практике ранней церкви,
которая позже была утверждена лютеранскими
вероисповедальными документами как норма
церковной жизни. Обычай проводить
воскресное богослужение без Таинства
Святого Причастия появился позднее. В
лютеранской церкви он появился в
результате влияния пиетизма и реформатских
церквей, в которых проповеди придавалось
большее значение, чем Таинствам. Термин "богослужение"
как и немецкое слово Gottesdienst,
буквально означает «божественное служение»,
«служение Бога». Поэтому главная идея
богослужения заключается в том, что Бог
служит тем, кого Он собрал в Слове Своем и
Таинстве. Идея служения собравшихся Богу
является вторичной. См. также литургия,
повседневные богослужения, особые
богослужения.
Графин
большой и малый — священные сосуды из
стекла или драгоценного металла с крышкой,
имеющие форму кувшина, в который наливают
вино для Святого Причастия.
Гостия
(от лат. hostia
— "жертва") — маленький плоский
кусочек индивидуального причастного хлеба,
облатка, размером около 3 см в диаметре.
Иногда на ней изображают крест или другой
христианский символ.
Гостия
священнослужителя — облатка большего
размера — около 7 см в диаметре. При
подготовке потира к Таинству Святого
Причастия ее кладут на патену. Увеличенный
размер г. с. позволяет прихожанам лучше
видеть хлеб при вознесении Св. Даров.
Дароносица
— небольшой сосуд круглой или
прямоугольной формы с крышкой,
используемый для хранения гостий. См. также
дарохранительница.
Дарохранительница
— священный сосуд, по форме сходный с
потиром, но с крышкой. Первоначально
использовалась как сосуд для хранения
освященных гостий. В настоящее время может
использоваться как дароносица или как
дискос.
Диакон
— встречающееся в Новом Завете греческое
слово, означающее "служитель" В ранней
церкви это была низшая из трех степеней
рукоположенного священства — диакон,
пресвитер (священник) и епископ. Позднее
многие обязанности д. стал исполнять
пресвитер. В современной церкви круг
обязанностей д. может определяться по-разному.
Д.— это тот, кто помогает пастору исполнять
его обязанности. В одних церквях в
обязанность д. входит проповедь и
отправление Таинств. В других церквях д.
называют помощника пастора из прихожан. В
третьих его служение — это забота о бедных,
о больных, о тех, кто "прикован" к
постели.
Евангельский
лекционарий — это лекционарий, содержащий
тексты Евангелия. Обычно это красиво
оформленная книга большого формата,
внешний вид которой соответствует
торжественности Евангельского шествия.
Евангельское
шествие — торжественный вынос Св.
Евангелия на середину нефа для чтения. Этот
ритуал символизирует то, что Слово Божие,
ставшее плотью, по-прежнему обитает среди
Его народа. Обычно вместе с Евангелием
выносят кадило и "факелы".
Евхаристия
— греческое слово, означающее "благодарение".
См. также Святое Причастие.
Заалтарная
завеса — декоративная ткань, висящая
позади алтаря, которая по цвету гармонирует
с параментами. Используется вместо
запрестольной перегородки.
Запрестольная
перегородка — декоративная панель из
дерева или камня на стене позади алтаря.
Запричастный
покровец — белая льняная ткань, которой
иногда пользуются вместо потирного
покровца для накрывания потира после
проведенного Таинства Святого Причастия.
Защитный
покров — покров алтаря, находящийся под
верхним покровом алтаря для его защиты.
Изменяемые
молитвословия — часть литургии, которая
меняется еженедельно и от одного праздника
к другому. Это интроит, Коллект дня, Псалом
дня, гимны, тексты из Св. Писания.
Кадило
— сосуд для курения ладана с
перфорированной крышкой. Кусочек
древесного угля поджигают, кладут в к., а
сверху насыпают крупицы ладана. Затем к.
размахивают для рассеивания дыма.
Кадильщик
— прислужник, несущий кадило.
Касула
— облачение, своим видом напоминающее
пончо и надеваемое поверх альбы. Подобно
параментам бывает разных цветов, в
соответствии с периодами и праздниками
церковного года. Ее надевает пастор,
ведущий богослужение с Таинством Святого
Причастия.
Кафедра
проповедника — один из основных предметов
литургической обстановки наряду с алтарем
и купелью. К. п. — место пребывания Слова
Божия. Обычно с нее читают проповедь, но
также могут читать и Св. Писание.
Клирос
— см. хоры.
Коллект
— изменяемое молитвословие, краткая
молитва на тему определенного праздника
церковного года. К., посвященный
определенному празднику называется
Коллектом дня. К. могут быть посвящены и
определенной теме, например К. за Церковь (см.
Lutheran
Worship Altar Book, с.
156; The Lutheran Hymnal, с.
14) или К.
за мир
(см. Lutheran Worship Altar Book, с. 234; The Lutheran Hymnal, с. 45).
Конфирмация
— обряд, в котором конфирмируемый публично
признает христианское вероучение об
Обетовании, получаемом в Таинстве Святого
Крещения, обещает хранить верность Богу и
Слову Его, и отправлять Святые Таинства. [В
большинстве лютеранских церквей к.
традиционно является так же и обрядом
официального допущения к первому Причастию.
— Теол. ред.]
Короткий
стихарь — белое облачение, надеваемое
поверх сутаны. Оно похоже на саккос, но
короче его и имеет более короткие рукава.
Его надевают прислужники, органист и
хористы.
Крест
— место распятия Господа во искупление
грехов верующих. Являясь символом
христианской веры, к. означает Спасение,
которое верующие имеют во Христе,
Существует несколько видов литургических к.:
Алтарный к. или распятие (что
предпочтительнее). Либо устанавливается на
алтарной полке или алтаре, либо
подвешивается над алтарем.
Нагрудный к. на цепочке, который епископы
или пасторы носят как знак своего сана.
Процессионный к. или распятие,
установленные на шесте и используемые в
торжественных шествиях во главе процессии.
Купель
— предмет литургической обстановки,
имеющий чашу с водой для Таинства Святого
Крещения. Ее размещают в нартексе, нефе или
головной части нефа. В некоторых церквях ее
устанавливают в баптистерии.
Крестильная
сорочка — белое одеяние, которое одевают
принимающие Святое Крещение. Она
символизирует даруемую этим Таинством
Праведность Христову.
Крестоносец
— помощник священнослужителя или
прислужник, несущий крест или распятие в
торжественном шествии.
Крестильное
полотенце — кусок белой ткани,
используемый пастором для осушения рук
после свершения Таинства Святого Крещения.
Крестильная
раковина — сосуд из благородного металла в
виде морской раковины или настоящая
морская раковина, используемая для
возлияния воды во время Таинства Святого
Крещения.
Крестильная
салфетка — кусок белой ткани для осушения
головы крещенного.
Крещение
Господа нашего — праздник, отмечаемый в
воскресенье после Богоявления, в
ознаменование Крещения Господня Иоанном
Крестителем в реке Иордан. Литургический
цвет праздника — белый.
Кувшин
— сосуд из благородного металла, в котором
приносится вода для купели.
Ладан
— дерево или смола, издающая при сжигании
тонкий сладковатый аромат. Л.,
применявшийся еще до возникновения
христианства, имеет многовековую историю
использования и в христианстве.
Сакраментальный символ — это Таинство
явления Божия людям в виде облака славы -
"столпа облачного" ведущего
израильтян в пустыне (Исх. 13: 21; Чис, 9:17),
заполнившего скинию и храм (Исх. 40:34; 3 Цар.
8:11; Ис. 6:1-4) и наконец, в виде Славы Господа
нашего, ставшего плотью (Иоан. 1:14).
Жертвенный символ — он представляет
молитвы, хвалу и благодарность, возносимые
Богу верующими (Псалом 140:2). К сожалению,
часто считают, что применение л.
свойственно "высокой" церкви,
подразумевая при этом, что существует лишь
две альтернативы при проведении
богослужения: 1. Либо использование внешних
атрибутов в богослужении не предполагает
никакой свободы выбора; 2. Либо церемония
сама по себе не имеет никакого значения, и
от нее, как и от ее внешних атрибутов можно
полностью отказаться.
Однако использование л. ведет начало от
времени, описанного в Ветхом Завете: л.
использовался в ритуалах, проводимых в
Скинии и в Иерусалимском храме. В
христианских церквях л. использовался
почти повсеместно вплоть до Реформации. И
Лютер не был против его использования. Но л.
отвергался радикалами, возражавшими против
внешних атрибутов богослужения: крестов,
витражных окон, свечей и даже музыки. См.
также кадило, кадильщик.
Лекционарий
—
1. Список текстов для каждого воскресного и
праздничного богослужения.
2. Книга, содержащая эти тексты. В настоящее
время в лютеранской церкви используются
два л.. Один из них содержит три варианта
текстов А, Б и В, расчитанных на три года.
Этот л. вошел в употребление в результате
литургических изменений 60-х годов. Второй л.
рассчитан на один год и его основу
составляет традиционный перечень текстов,
сложившийся в процессе исторического
развития христианской Церкви.
Литургический
восток. Традиционно здание церкви строили
на оси Восток-Запад, при этом алтарь
располагали в восточной части, а нартекс —
в западной. Если смотреть в сторону алтаря,
то слева был север, а справа — юг. Хотя в
настоящее время при строительстве церквей
этой традиции уже не следуют, но алтарную
часть по-прежнему называют литургическим
востоком, нартекс - литургическим западом,
левую часть церковного зала - литургическим
севером или "стороной Евангелия"
правую - литургическим югом или "стороной
Апостольских посланий".
Литургический
цвет — цвет параментов и других церковных
принадлежностей, соответствующий
определенному периоду или празднику
церковного года. Л. ц. является символом, т.к.
определенный цвет ассоциируется с
определенными чувствами и качествами,
такими как любовь, непорочность и т. д.
Существует пять основных л. ц., которые
используют в следующих случаях: белый цвет
— в праздники Христа и Святых, умерших
естественной смертью; красный цвет — на
Пятидесятницу и в дни поминовения
мучеников; фиолетовый — в периоды Адвента и
Великого поста; черный — в Пепельную среду
и Страстную пятницу; зеленый — в обычное,
межпраздничное время. Заместительные л. ц.:
синий или голубой используют в Адвент; ярко-красный
или алый — в Страстную седмицу; золотистый
— на Пасху.
Литургия.
В широком и основном смысле слово "литургия"
— это синоним Главного церковного
богослужения недели с проведением Таинства
Святого Причастия. На л. Бог собирает народ
Свой вокруг Слова и Святого Причастия и
Служит ему, даруя Прощение грехов, Жизнь и
Спасение, а верующие, в свою очередь,
отвечают на щедрость Господа молитвами,
хвалой и благодарением. В л. особая роль
отводится как священнослужителям, так и
прихожанам. Священнослужитель, проводящий
богослужение, выступает и говорит от Имени
Бога, провозглашая Слово и преподавая Дары
Его в Таинствах. Прихожане, со своей стороны,
получают Дары Божий и отвечают Ему молитвой,
хвалой и благодарением.
В узком смысле слово "литургия" — это
текст и музыка Главного церковного
богослужения недели в том виде, в котором
они сложились в Церкви в течение двух
тысячелетий.
Ложка
для ладана — ложка для накладывания ладана
из сосуда для ладана в кадило.
Лютеранские
вероисповедальные книги содержат
изложение вероучения и ритуалов [обрядов]
церковной жизни, принятых реформаторами
церкви в XVI веке в виде официальных
заявлений. Л. в. к. включают в себя три
Вселенских символа веры: Апостольский,
Никейский и Афанасьевский; Аугсбургское
Вероисповедание (1530 г.); Апологию
Аугсбургского Вероисповедания (1531 г.);
Шмалькалъденские Артикулы (1537 г.); Трактат о
власти и первенстве папы (1537 г); Краткий
Катехизис (1529 г.); Большой Катехизис (1529 г.);
Формулу Согласия (1577 г.). Важно отметить, что
Аугсбургское Вероисповедание — первый
лютеранский вероисповедальный документ —
не преследовал цели создания новой церкви.
В нем лишь разъяснялось, что все то, чему
учат, что исповедуют и во что веруют
лютеране — это то, чему учила, что
исповедовала и во что веровала
христианская Церковь с самого начала
своего существования.
Малые
церковные праздники — праздники, в которые
отмечаются некоторые события из жизни
Господа нашего Иисуса Христа — Обрезание
Господа нашего, принесение в Храм Младенца
Иисуса, Благовещение, посещение Марией
Елизаветы; а также дни поминовения Святых и
мучеников и определенные события в жизни
церкви. См. также Церковный год, Великие
церковные праздники.
Неизменяемое
молитвословие — постоянная, неизменная
часть богослужения. К нему относятся: Купе!
("Господи, помилуй!"), Великое
Славословие ("Слава в вышних Богу!"),
Символ веры, Sanctus! ("Свят, свят, свят Господь!"), Agnus
Dei
("Агнец Божий").
Отпущение
грехов — в широком смысле слова — это любое
Прощение грехов. В узком смысле слова — это
Прощение грехов, которое пастор объявляет
прихожанам в начале Главного церковного
богослужения, на общей или личной Исповеди.
См. также Таинство.
Таинство
— Священный ритуал, в котором Господь
являет Свою Благодать и дарует Прощение
грехов. Одно из определений этого понятия —
"Священный акт, установленный Богом [для
обретения благодати спасения — теол. ред.] и
включающий использование видимых
элементов" — ограничивается двумя
Таинствами: Таинством Святого Крещения и
Таинством Святого Причастия. Более широкое
определение, приводимое в лютеранских
вероисповедальных книгах — в Апологии
Аугсбургского Вероисповедания, в артикуле
XIII:" О количестве и употреблении Таинств";
в Большом Катехизисе, в части IV — включает в
эту категорию и Таинство Отпущения грехов.
Другой
аспект структуры ц. г. называется
сакральным, так как он включает дни
поминовения Святых, мучеников и особые
события из жизни церкви. Даты временного
аспекта года исчисляются исходя из дат
первого воскресенья Адвента и Пасхи, тогда
как праздничные дни сакрального аспекта
года всегда приходятся на дни календарного
года.