|
Д-р теол. Георг Кречмар,
Архиепископ
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
И многие из спящих в прахе земли пробудятся,
одни для жизни вечной, другие на вечное поругание
и посрамление" (Дан 12:2)
Апостольский символ веры завершается обетованием вечной жизни
всем принявшим Святого Духа, которые принадлежат к Святой Церкви, к общению
святых. В этом - вера и упование христиан на воскресение из мертвых распятого
Христа, Сына Божьего.
Отцы и матери Ветхого Завета говорили, как правило, о жизни
и смерти иначе. Так, об Аврааме повествуется, что он умер в возрасте 175 лет,
"престарелый и насыщенный жизнию, и приложился к народу своему"; это
означает, что тело его погребли в семейной пещере. Подобно этому рассказывается
и о других патриархах. Взор обращается к смерти на протяжении всей жизни. Обетование
пребывания дано как одной семье, в данном случае дому Давида, так и всему народу.
Разумеется, можно говорить и о Царстве мертвых; Бог и здесь является Господом.
Однако в смерти нет памятования о Боге, и они не славят Его (Пс 6:6, ср.: Пс
87). Только в изгнании в Вавилоне пророк Иезекииль начинает говорить о воскресении:
он видит возрождение и обновление народа Израилева через картину оживления (Иез
37). В книге пророка Даниила мы читаем: "И многие из спящих в прахе земли
пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление"
(Дан 12:2). Этот отрывок является первым упоминанием о вечной жизни в Священном
Писании в целом.
При встречах с другими народами и их религиями в Израиле начался
новый процесс поиска, появились новые вопросы. В дни земной жизни Иисуса эти
ожидания еще оспаривались в иудейском народе. Однако ученики, женщины у могилы
Христа, первые христиане смогли передать в словах чувства, которые они испытали
у пустой могилы или во время новой встречи с распятым Христом: Он воскрес. У
Авраама здесь не нашлось бы нужных слов.
Ожидания и слова о жизни вечной были подтверждены
через Иисуса Христа, Сына Божьего, Распятого на кресте. Дда христиан воскресение
Христа стало мерой всех надежд и убеждений в вопросах жиаии и смерти.
Еще апостол Павел писал в послании к Коринфянам: "Если нет воскресения
мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь
наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор 15:13-14).
В особенности в Евангелии от Иоанна тема "вечной
жизни", связанная с Иисусом, Сыном Божьим, становится центром всех размышлений
о нашем пути в жизни и смерти. Именно евангелисту Иоанну принадлежат
слова в начале первой главы четвертого Святого благовествования Нового Завета:
"В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин 1:4). Соответственно
этому первое послание Иоанна начинается следующим образом: "О том, что
было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали,
и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем,
и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том,
что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше
общение - с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом" (1 Ин 1:1-3). Прямым ответом
на эту весть является исповедание Петра, о котором пишет евангелист Иоанн: "Господи!
К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что
Ты - Христос, Сын Бога живого" (Ин 6:68-69). Эта жизнь состоит в общении
с Иисусом Христом, пришедшим в наш мир в облике человека, распятого и воскресшего,
это общение есть общение с вечным Богом. Оно проявляет себя в общении верующих:
сестер и братьев. Вечная жизнь начинается здесь, среди нас, пребывающих
в вере в Сына Божьего. Она действительнее смерти. Апостол Павел считал
возможным, что некоторые христиане познают возвращение Воскресшего (1 Кор 15:51).
Мы знаем, что мы должны умереть, так как, - пишет апостол, - "возмездие
за грех - смерть", и продолжает: "А дар Божий - жизнь вечная во Христе
Иисусе, Господе нашем" (Рим 6:23).
К естественному ходу событий в этом мире относится также и смерть. Не будь смерти,
Земля давно была бы перенаселена, для людей не хватало бы ни жизненного пространства,
ни пищи. И тем не менее люди боятся смерти. Если развязывается где-то война,
то погибают солдаты и гражданские лица; новые болезни - СПИД или совсем недавно
разразившийся вирус атипичной пневмонии - уносят множество жизней. И тогда мы
осознаем, что смерть - событие не просто естественного характера. Апостол Павел
признает нашу правоту. Он нигде не продолжает слова, написанные в начале Священного
Писания об Отцах, которые умерли престарелыми и насыщенными жизнью. Он называет
смерть последним врагом человека и Бога. Однако и она будет истреблена Воскресшим
(1 Кор 15:26). Это великие слова. Они выходят за рамки не только нашего жизненного
опыта, но и за рамки нашего мира. Воскресение - из другого, нового мира, как
и распятый Христос не просто вернулся в наш существующий мир. Какой будет эта
жизнь в новой действительности, в новой вечной жизни - невозможно выразить словами.
Апостол Павел пытается найти образные представления, аналогии (1 Кор 15:35-58).
В Откровении Иоанна Богослова - только образные представления. В Евангелии
от Иоанна мы не встретим даже попыток описать, что такое вечная жизнь. Да и
невозможно говорить и писать об этом, не взирая на крест и воскресение Иисуса
Христа. Поэтому апостол Павел может лишь ликовать: "Смерть! Где
твое жало? Ад! Где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом
нашим Иисусом Христом!" (1 Кор 15:55,57).
У нас может быть много вопросов, на которые здесь не найти
ответов. Мы, христиане, - не первые люди, которые не могут смириться с тем,
что со смертью "все кончается". В Древней Греции полагали, что решающее
отличие между людьми и богами состоит в том, что боги - бессмертны, а люди -
смертны. Вероятно, так думали и другие народы. Однако для этого не существует
подтверждений. Когда германские народы переживали период великого кризиса и
крушения старого порядка, когда христианство получало все большее распространение,
тогда жители северных земель пришли к убеждению, что умирают и боги. Так, и
сегодня люди старшего возраста знают по опыту, что теряют свою силу и истины,
кажущиеся вечными.
Древние греки, однако, думали, что они нашли выход. Задолго
до Рождества Христова великие мыслители учили, что тело человека смертно, но
его душа является бессмертной. С наступлением смерти тело и душа разделяются,
и душа отправляется в мир бессмертия. Разумеется, были философы, которые не
принимали это учение.
Позднее христиане, вслед за апостолами, пытались объяснить,
что такое вечная жизнь. Их современники охотно поддержали представления о бессмертии
души. И сегодня такое обращение имеет эффект. И это не страшно. И набожные христиане
рисовали себе картины будущего на небесах. Нам, людям, нужны представления,
так мы созданы. Этот аргумент использовал также Мартин Лютер против иконоборцев
своего времени. В наших церквях есть изображения. Мы не располагаем теологически
обоснованным учением об изображениях, подобно братской Православной Церкви.
Однако считаем, что рисовать образы вечной жизни не является грехом. И все же
образы и представления могут направить взор в неверное направление.
Нужно сознавать, что обетование вечной жизни отличается от
теории бессмертия души. Душа - только часть человека, которая особым образом
ниспослана нам от Бога и которая не умирает. Однако когда мы слышим о вечной
жизни, нам следует взирать не на тот отрезок, которым является наша земная жизнь,
но на Христа. В общении с Ним преодолевается смерть. И поскольку это общение
в вере и со Святым Духом не является обетованием только лишь для будущей жизни,
то вечная жизнь начинается уже сегодня. В смерти опорой нам служит не
часть нашей сегодняшней земной действительности, а Иисус Христос, Который сделал
нас Свои народом, членами Своего Тела; Он не оставит нас и в смерти.
При этом Он ведет нас к общению со Святыми. В вечной жизни речь идет совсем
не о моем собственном будущем, но о пребывании в общении с Ним, Сыном Божьим,
об общении через Него с Богом и тем самым об общении святых. Христиане всегда
знали, что к святой Церкви, к Божьему народу, относятся и те, которые в смерти
предваряли нас. Общение святых объемлет пространство и время. В этом
общении царит единообразие от Бога. Святые из Ветхого Завета и Нового
Завета, христиане-святые являются не только историческими фигурами прошлого
времени. Они пребывают в вечной жизни в Боге. Там, у Триединого Бога, всегда
есть место для новых поколений.
И здесь появляется вопрос: кому адресовано обетование вечной
жизни? Общению святых, пребывающим в вере, христианам.
А что будет с другими: неверующими, нехристианами? В Ветхом
Завете таким образом говорится о будущем человека после смерти: Бог воскресит
всех мертвых, и они соберутся к престолу Божьему, на котором восседает Иисус
Христос. И затем, как образно говорится в притче: Иисус отделит одних от других,
как овец от козлов (Мф 25). Критерий отделения таков: "Так как вы сделали
это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25:40.45). Праведники
идут в жизнь вечную, а прочие - в муку вечную. Конечно, эта речь образная. Она
подчеркивает нашу ответственность перед Богом за отношение друг к другу.
И так же, как общение чад Божьих определяется любовью,
так и для всего человечества любовь является мерой взаимоотношений.
Тем самым через Христа расширяется круг тех, на кого распространяется обетование
вечной жизни. Однако мера эта находится в руке Христа. Что предполагает Бог
сделать с миллиардами людей - также его творениями, но к которым не пришло Евангелие
об Иисусе Христе и которым не встретились меньшие братья и сестры - это остается
тайной Бога.
В средневековой Западной Европе полагали, что нашли ответ.
Бог дарует возможность получить жизнь вечную и тем людям, которые жили не так,
как надлежит чадам Божьим. После смерти Бог может направить их для искупления
грехов в "чистилище". Появилось много рекомендаций, как мы, живущие
ныне, можем помочь душам тех, кто находится в чистилище. Реформаторы выступили
с горячими и однозначными возражениями. Учение о чистилище не имеет основы в
Священном Писании и опирается на западные средневековые традиции, имевшие роковое
значение. Согласно этим традициям говорили о заслугах перед Богом - заслуженных
или не заслуженных, которые можно передать другим. Мы так больше не думаем.
Мы знаем, что Бог имеет в величии Своем мудрецов и людей, принадлежащих в своей
жизни не просто к общению святых, но открывших путь к вечной жизни: общение
святых - это общение во славу Божью и общение в молитве. Разумеется, мы можем
уповать на милость Божью, также и умершие вверяют себя Богу. Я уверен, что святые,
предваряющие нас, молятся за нас - за Церковь на Земле. За новое начало нашей
Церкви после десятилетий молитв мучеников и репрессированных.
Но в центре всех наших убеждений и упований остается
общение с Распятым и Воскресшим. Здесь - корень вечной жизни. В начале
Священного Писания находится великое изречение о человеке: "И сотворил
Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт 1:27).
Через обещание вечной жизни в общении с Иисусом Христом и тем самым с Триединым
Богом приходит к своей последней цели и эта весть о сотворении мира.
(Пер. с немецкого)
Цит. по "Вестник", № 4, 2003.
|
|